ДУХОВНАЯ СКОРАЯ ПОМОЩЬ

О самых больших заповедях:
…возлюби Господа Бога твоего…
…возлюби ближнего твоего…

От Марка, гл.12:
Один из книжников, слыша их прения и видя, что [Иисус] хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.

Первая заповедь нас буквально припирает к стенке, когда мы понимаем, что выполнить её в полноте означает; из любви к Богу перестать жить своею жизнью, своими интересами-целями, и начать жить жизнью любимого — жизнью Бога, Который влюбляет нас в Себя, выражая Своё внутреннее непостижимое бытие в прекрасном видимом творении, с которым мы соприкасаемся чувствами, в умопостигаемых откровениях, а далее, исходя из ума (изумляясь), в духовных откровениях, которые не выносятся «оттуда» «сюда», а требуют путешествия духовного компонента души «туда».
«Третье небо», «глаголы (слова) неизреченные»… так апостол Павел обозначил вышеестественную реальность, в которой сам побывал. О ней не говорят, т.к. это невозможно.

Сначала соблюдаем первую заповедь из страха, потом — ожидая награды-воздаяния, и только по прохождении этих стадий духовного роста души — из любви, забывая страх и выгоду, но просто любя Любовь, любя Добро, любя, как любит Бог.

Итак: любить Бога крайне необходимо для нашей пользы и блага, т.к. Бог, строго говоря, ни в чём не нуждается и не изменяется.
Это, как если человек не станет есть пищу по причине нелюбви к ней, то телесно истощится и умрёт.
Подобно этому умирает душа, невзлюбившая Бога; уходит от Отца и пребывает в великой нужде.

Вторая заповедь осуществима после практических соприкосновений с первой заповедью.

Из житий святых мы знаем, что пока человек не сделался как бы мёртвым для этого естественного мира, он не в состоянии любить ближних Христовой божественной жертвенной любовью, т.к. наполнен ложным восприятием-пониманием себя, как центра мира, вокруг которого всё вертится и которому все обязаны служить. Эгоцентризм, одним словом.

Так вот: человек как бы ходит-мечется от первой заповеди ко второй и обратно, постепенно перерождаясь-преображаясь из ветхозаветного состояния Адама и Евы в новозаветное состояние Христа.
Обращая ум к Богу, помощью благодати выступает, хотя бы в крошечной мере, из всецелой обусловленности естественным бытием, в сверхъестественное.
Возвращаясь назад, в естественное бытие, обнаруживает практическую способность вести себя не обычно «как все», но как всё более похожий на Христа; благословляя врагов, терпя то, что раньше не терпел, понимая то, что раньше не понимал и т.п.

Наши ближние — это все те, кто попадает в зону нашего внимания или, что выше и доступно не всем, в зону духовного чувства. Некоторые святые молились за весь мир, а о них никто не знал. Это означает, что их любовь не делила никого на «своих» и «чужих», на «родных» и «неродных», т.к. благодаря подлинно духовному восприятию бытия, они познали высокие степени единства со всем творением Божиим.

Самое высокое и эффективное проявление любви в том, чтобы стяжав благодать Святого Духа, делиться ею с другими, даже с врагами, ибо так спасают врагов от вечной гибели, помогая им преображаться из врагов в друзей-братьев.

Эта спасительная помощь действует и после смерти; мы можем такие случаи наблюдать в житиях святых.
Но это действие особого, исключительного промысла Божьего, поэтому лучше придерживаться библейских инструкций, которые говорят о том, что после смерти нет покаяния, но есть воздаяние за прожитую жизнь.

Любить ближних также необходимо для нас, ибо это практика любви деятельной, в которую вовлекается всё наше существо, а не только сердце, ум и дух, и Бог посылает нам много случаев в которых мы можем проявить любовь, тратя на ближних свои физические ресурсы, среди которых деньги, имущество… и даже отдавая саму нашу жизнь.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!

просмотров (1963)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *